БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Федеральные налоги и сборы»

на тему: «Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц »

Краснодар

2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1 Нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц……………5

1.1 Плательщики налога на доходы физических лиц……………………………………5

1.2 Основные элементы налога на доходы физических лиц………………………..10

1.3 Налоговые вычеты……………………………………………………………………………….14

2 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц………………………….21

2.1 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц……………………….21

2.1.1 Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами…………………………………………………………23

2.1.2 Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами…………………………………………………..31

2.1.3 Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога……………………………………………………………….38

2.2 Расчет и отчетность по налогу на доходы физических лиц……………………42

3 Возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц…………..45

3.1 Зарубежный опыт построения подоходного налогообложения физических лиц……………………………………………………………………………………………………………45

3.2 Способы оптимизации НДФЛ для налогоплательщиков……………………….49

Заключение……………………………………………………………………………………………….54

Список использованных источников………………………………………………………….55

Приложение

Введение

Налог на доходы физических лиц может по праву называться основным налогом с населения. По способу взимания налог на доходы относится к группе прямых налогов. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Интересно то, что источник налога на доходы физических лиц непосредственно формируется у плательщика. Говоря другим языком, лицо, которое получает доход и является плательщиком налога (в этом и состоит отличие от косвенного налогообложения, где плательщиком налога будет выступать потребитель товара, на которого сумма налога будет перекладываться путем надбавки к цене).

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются почти все физические лица, получающие доходы от источников, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от их гражданства и местожительства. Это можно увидеть, проанализировав налоговое законодательство и практику его применения. Различия возможны только в порядке налогообложения.

Согласно действующему в настоящее время налоговому законодательству можно выделить два способа уплаты подоходного налога. Выбор способа зависит от вида дохода, полученного налогоплательщиком, и его статуса (индивидуальный предприниматель, резидент и др.):

— удержание суммы подоходного налога происходит у источника выплаты дохода налоговым агентом и последующее перечисление налога в бюджет. Примером могут служить отношения типа «работодатель-работник»;

— самостоятельная уплата налогоплательщиком суммы налога. Примером может служить адвокат, учредивший адвокатский кабинет и получающий доход от такой деятельности.

Налогом на доходы физических лиц охватываются интересы очень широкого круга лиц, а вопросы, связанные с исчислением и уплатой данного налога, являются актуальными как для физических лиц — налогоплательщиков, так и для организаций — налоговых агентов.

Предметом данной курсовой работы являются:

— нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц;

— порядок исчисления налога на доходы физических лиц;

— возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц.

Объектом для изучения в данной курсовой работе является:

— налог на доходы физических лиц — основной налог с населения;

— оптимизация подоходного налогообложения.

Цель работы — проанализировать действующую в настоящее время систему исчисления налога на доходы физических лиц и выработать рекомендации по оптимизации налога на доходы физических лиц.

Для того, чтобы реализовать данную цель, необходимо реализовать ряд взаимосвязанных задач:

— определить сущность налога на доходы физических лиц;

— рассмотреть основные элементы налога на доходы физических лиц;

— проанализировать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами. В первой главе будут рассмотрены нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц. Вторая глава будет посвящена порядку исчисления налога на доходы физических лиц. В третьей главе будет рассмотрен зарубежный опыт и возможные пути оптимизации налога на доходы физических лиц.

1 Нормативно-правовые аспекты налога на доходы физических лиц

1.1 Плательщики налога на доходы физических лиц

Исходя из положений статьи 19 НК РФ, под налогоплательщиками следует понимать: организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов.

Согласно статье 207 НК РФ под налогоплательщиками налога на доходы физических лиц понимаются физические лица, которые являются налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, которые не являются резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Понятие физическое лицо определяется в статье 11 НК РФ. К ним относятся:

— граждане Российской федерации;

— иностранные граждане;

— лица без гражданства[23, 11].

Для подтверждения принадлежности к гражданству какого-либо государства или отсутствия гражданства вообще физическое лицо может предъявить документ, удостоверяющий личность.

В статье 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» говорится о том, что паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим российское гражданство, также российское гражданство может быть подтверждено любым иным документом, содержащим указание на гражданство лица [5]. Пункт 45 раздела VI Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» говорит о том, что российское гражданство может быть подтверждено: паспортом гражданина Российской Федерации или заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; паспортом моряка (удостоверением личности моряка); удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя; свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом уполномоченного органа [9].

Перечисленные документы могут также удостоверять гражданство детей, сведения о которых содержатся в них, при условии, что данные документы заверены подписью должностного лица уполномоченного органа.

Под иностранным гражданином понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое имеет гражданство иностранного государства.

Под лицом без гражданства понимается лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое не имеет доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Гражданство иностранного гражданина, согласно статье 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтверждается:

— паспортом иностранного гражданина;

— иным документом, установленным федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина [6].

Лица без гражданства могут подтвердить свою личность особыми документами: разрешение на временное проживание, вид на жительство.

Налогоплательщики предъявляют указанные документы налоговым агентам по месту получения дохода, налоговым органам, осуществляющим постановку на учет, в иных случаях, когда предъявление документов, удостоверяющих личность, необходимо в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налоговые резиденты и нерезиденты.

Определение статуса налогоплательщика необходимо для верного определения налоговой базы и суммы налога: следует ли относить лицо к налоговым резидентам Российской Федерации или нет. Налоговые ставки, указанные в статье 224 НК РФ, применяются для исчисления налога, если иное правило не установлено международными договорами об избежании двойного налогообложения.

Налоговыми резидентами Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения на территории Российской Федерации физическим лицом не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного обучения или лечения. Под краткосрочным периодом понимается период менее шести месяцев.

В пункте 3 комментируемой статьи говорится о том, что налоговыми резидентами являются российские военнослужащие, проходящие службу за пределами Российской Федерации, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за границу, независимо от фактического времени их нахождения в Российской Федерации.

Период нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует определять с учетом положений статьи 6.1 НК РФ. Согласно пункту 2 данной статьи течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Это означает, что первым днем фактического нахождения на территории Российской Федерации физического лица будет считаться день, который следует за календарной датой, являющейся днем прибытия данного физического лица в Российскую Федерацию. Дата отъезда за пределы Российской Федерации входит в общее количество дней фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

Даты выезда и въезда в Российскую Федерацию физического лица фиксируются в отметках пропускного контроля в удостоверяющем личность документе. В статье 7 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» говорится о том, что таким документом для граждан Российской Федерации может являться:

— паспорт;

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Согласно статьи 24 комментируемого Федерального закона граждане иностранного государства и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и выезжать за границы Российской Федерации при наличии действующей визы и по действительным документам, удостоверяющих их личность и признаваемыми Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации [7].

Определение периода временного пребывания гражданина иностранного государства на территории Российской Федерации должно происходить с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте иностранного гражданина. При отсутствии отметок в качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации принимаются любые документы, которые могут подтвердить фактическое количество дней нахождения на территории Российской Федерации.

Уточнение налогового статуса.

Налоговый статус налогоплательщика определяется на дату выплаты дохода и уточняется:

— для иностранного гражданина (лица без гражданства), не имеющего постоянного места жительства в Российской Федерации, — на дату фактического завершения пребывания на территории Российской Федерации в календарном году;

— для гражданина Российской Федерации (лица без гражданства), имеющего постоянное место жительства в Российской Федерации, — на дату отъезда за пределы Российской Федерации в календарном году;

— для российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства — на дату, следующую после истечения 183 календарных дней пребывания в Российской Федерации в течение следующих подряд 12 месяцев.

В связи с изменением налогового статуса перерасчет суммы налога производится после наступления даты, после которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период не сможет поменяться, либо окончании налогового периода. Если по результатам перерасчета образуются суммы переплаты, то их зачет или возврат осуществляется в порядке, установленном в статьях 78 и 231 НК РФ. Разъяснения по этому поводу содержатся в письме Минфина России от 10.12.2007 № 03-04-06-01/435 [18].

Для того чтобы налогоплательщик, который не является налоговым резидентом Российской Федерации, мог быть освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц, полученных от источников в Российской Федерации, а также получения налоговых вычетов и иных налоговых привилегий, он обязан предоставить в налоговый орган официальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российская Федерация заключила договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение должно быть представлено в сроки, установленные в пункте 2 статьи 232 НК РФ.

В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, данного налогоплательщика, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, производится по налоговой ставке 30%, если на такие доходы не распространяется действие положений статьи 217 НК РФ [22, 5-11].

1.2 Основные элементы налога на доходы физических лиц

В соответствии со статьей 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения (статья 209 НК РФ).

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиком от доходов:

— в РФ и (или) за ее пределами — для физических лиц — резидентов;

— в РФ — для физических лиц — нерезидентов.

В соответствии со статьей 41 первой части НК РФ, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможной ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Для целей определения объекта налогообложения налоговыми резидентами РФ и лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, предусмотрена статья 208 Налогового кодекса РФ.

Данная статья состоит из трех основных частей (пунктов), которые определяют:

1) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам от источников в РФ (п.1);

2) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц не относятся к доходам, полученным от источников в РФ (п. 2);

3) перечень доходов, которые в целях исчисления налога на доходы физических лиц относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ (п. 3).

Определение трех указанных видов (перечней) доходов, по нашему мнению, вполне объяснимо.

Первый и второй перечень доходов необходим для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. Поскольку данные лица уплачивают налог только с доходов от источников в РФ, то необходимо определить доходы, которые косвенно могут иметь те же самые признаки.

Иными словами, от первой группы доходов необходимо отличать доходы, указанные во втором перечне, получение которых косвенно связанно с деятельностью в РФ, но которые не относятся к доходам от источников в РФ.

Первый и третий перечень доходов необходим для налоговых резидентов РФ. Это обусловлено тем, что объектом налогообложения для данных лиц является как доход, полученный от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ.

Налоговая база (статья 210 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. По налогу на доходы физических лиц налоговая база представляет собой стоимостную характеристику облагаемого дохода.

В зависимости от уплаты налога налоговая база по налогу на доходы физических лиц исчисляется:

1. Российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, постоянными представительствами иностранных организаций, являющимися налоговыми агентами, — по доходам, выплачиваемым физическим лицам;

2. Индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном действующем законодательством порядке частной практикой, по доходам, полученным от такой деятельности;

3. Физическими лицами по доходам:

— полученным от других физических лиц, не являющимися налоговыми агентами;

— полученным от источников, находящихся за пределами РФ (только для физических лиц — резидентов РФ)

— полученным от налоговых агентов, не удержавших налог.

Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу.

Налоговый период (статья 216 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки (статья 224 НК РФ).

Основная ставка НДФЛ в 2010 году — 13%. Применяется для любых доходов, за исключением тех, для которых установлены специальные ставки НДФЛ — 9%, 15%, 30%, 35%.

Ставка НДФЛ 35% применяется для:

1. доходов от стоимости выигрышей и призов, в части превышающих установленные размеры;

2. доходы от процентов по вкладам в банках, в части превышающих установленные размеры;

3. суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств, в части превышения установленных размеров.

Ставкой НДФЛ 30% облагаются:

— доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 15% действует в отношении:

— доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.

Ставка НДФЛ 9% применяется для:

1. доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;

2. доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Доходы, не подлежащие налогообложению (статья 217 НК РФ).

Приведенный в статье 217 НК РФ перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, является исчерпывающим. Иначе говоря, все иные доходы физического лица, не поименованные в указанном перечне, подлежат налогообложению на общих основаниях.

1.3 Налоговые вычеты

В главе 23 НК РФ рассматривается целый комплекс налоговых вычетов.

Налоговые вычеты подразделяются на:

1) стандартные;

2) социальные;

3) имущественные;

4) профессиональные.

Рассматривая вопрос о стандартных налоговых вычетах, необходимо отметить, что все налогоплательщики имеют право на эти вычеты. Практика налогового законодательства в развитых странах давно использует в сочетании с вычетами минимум доходов, который не облагается налогом.

Для граждан, которые потеряли здоровье из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС и вследствие других случаев радиационного загрязнения атмосферы и воды, в том числе, из-за аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк», предусматривается максимальный налоговый вычет — 3000 рублей ежемесячно. Инвалиды Великой Отечественной войны и граждане, которые стали инвалидами, исполняя обязанности военной службы, также имеют право на такой же налоговый вычет.

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, кавалеры ордена Славы трех степеней имеют размер вычета 500 рублей. Вычет в таком же размере предусмотрен для тех, кто является участником Великой Отечественной войны, блокадником, узником концлагерей, инвалидом с детства.

Для остальных граждан страны налоговый вычет составляет ежемесячно 400 рублей. Действие налогового вычета распространяется до того месяца, в котором доход, который исчисляется с начала года нарастающим итогом, превышает 40 тысяч рублей. Далее право на налоговый вычет не используется.

На каждого ребенка налогоплательщика распространяется налоговый вычет в сумме 1000 рублей ежемесячно до тех пор, пока доход у налогоплательщика не превысит 280 тысяч рублей. Одинокие родители имеют право на двойной вычет на каждого ребенка до 18 лет, и на каждого учащегося на очной форме обучения до 24 лет. На ребенка-инвалида предусмотрен двойной вычет.

Рассматривая вопрос о стандартных налоговых вычетах, можно отметить следующее — предоставление стандартных налоговых вычетов производится одним из налоговых агентов по выбору налогоплательщика. После подачи по истечении года декларации налоговым органом должен производиться перерасчет налоговой базы в следующих случаях:

1) если стандартные налоговые вычеты не предоставлялись;

2) если стандартные налоговые вычеты предоставлялись в меньшем размере.

Социальные налоговые вычеты связаны:

1) с образованием налогоплательщика и членов его семьи;

2) с лечением налогоплательщика и членов его семьи;

3) с расходами на благотворительные цели.

В налоговую базу не входят следующие денежные суммы:

1) направленные на помощь организациям, частично или полностью финансируемым из бюджета, а именно:

а) организациям науки;

б) организациям культуры;

в) организациям образования;

г) организациям здравоохранения;

д) организациям социального обеспечения;

2) направленные на помощь физкультурно-спортивным организациям;

3) направленные на помощь дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан;

4) направленные на содержание спортивных команд;

5) направленные на пожертвования религиозным организациям.

Налоговую базу уменьшают на сумму, которая фактически расходовалась, но не более, чем на 25 процентов дохода налогоплательщика за налоговый период.

Налоговая база уменьшается на сумму, которую уплачивает налогоплательщик как за свое обучение в образовательных учреждениях, так и своих детей, в размере произведенных расходов, но не более 50 тысяч рублей на каждого человека.

При платном лечении в медицинских учреждениях России налогоплательщику, его супруге (супругу) и детям, включая расходы на покупку медикаментов, предоставляется социальный налоговый вычет в общей сумме до 50 тысяч рублей.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень дорогостоящих видов лечения. В случае дорогостоящего лечения суммой налогового вычета считается фактически произведенные расходы. Социальные налоговые вычеты предоставляются в случае подачи декларации в налоговую инспекцию.

В настоящее время в России при существующем рынке недвижимости большое значение имеют имущественные налоговые вычеты.

Рассмотрим вопрос об имущественных налоговых вычетах более подробно.

Имущественные налоговые вычеты, которые имеют право получать все налогоплательщики, подразделяются на следующие:

1) в суммах, которые налогоплательщик получил от продажи:

а) жилых домов;

б) квартир;

в) дач;

г) садовых домиков;

е) земельных участков

и долей в указанном имуществе.

Если это имущество находилось у налогоплательщиков в собственности менее трех лет, то налоговый вычет не превышает в целом одного миллиона рублей. При продаже иного имущества, которое было в собственности менее трех лет, налоговый вычет не превышает 250 тысяч рублей. В случае, когда происходит продажа вышеуказанного имущества, находящегося в собственности три и более года налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в полной сумме.

2) в сумме фактических расходов на новое строительство или на приобретение в России жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, а также в сумме, которая была направлена при погашении процентов по целевым займам, в случае, если они получены от кредитных организаций страны, и были израсходованы налогоплательщиком на новое строительство или на приобретение квартиры, жилого дома или доли (долей) в них.

В расходы можно включать различные виды расходов, понесенные при:

1) разработке проектно-сметной документации;

2) приобретении строительных материалов;

3) приобретении отделочных материалов;

4) приобретении жилого дома, в том числе не оконченного строительством;

5) при работах или услугах по строительству (достройка дома, не оконченного строительством) и отделке;

6) при подключении к сетям электро-, водо-, газоснабжения, при подключении канализации;

7) при создании автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

Общая сумма имущественных налоговых вычетов не должна превышать двух миллионов рублей без учета сумм, которые были направлены на погашение процентов по целевым займам.

Повторно предоставлять имущественный налоговый вычет налогоплательщику не разрешается.

При частичном использовании имущественного налогового вычета в налоговом периоде остаток имущественного налогового вычета можно перенести на последующие налоговые периоды до окончательного использования.

Предоставление имущественного налогового вычета производится при подаче налоговой декларации. В случае нового строительства или приобретения помещения разрешается не ждать окончания года для получения имущественного налогового вычета у работодателя. Это возможно, когда подтверждено право на этот вычет налоговым органом.

Рассмотрим предоставление профессиональных налоговых вычетов. Они предусматриваются для отдельных категорий налогоплательщиков.

Сумма фактически произведенных индивидуальными предпринимателями и документально подтвержденных расходов, которые связаны с извлечением доходов, может использоваться для профессиональных налоговых вычетов.

Порядок определения расходов установлен главой «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Аналогичен ему и порядок определения состава расходов, которые принимаются к вычету. Налогоплательщик вправе самостоятельно решать вопрос о составе расходов. В расходы разрешается включить государственную пошлину, уплаченную налогоплательщиком в связи с его профессиональной деятельностью.

Если налогоплательщиком непосредственно используется имущество при осуществлении предпринимательской деятельности, то сумма налога на имущество физических лиц, которая уплачена, принимается к вычету. Имущество должно быть объектом налогообложения в соответствии со статьями главы «Налог на имущество физических лиц» НК РФ. Исключаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи.

Размер суммы профессионального налогового вычета 20 процентов от общей суммы доходов предоставляется в тех случаях, которую индивидуальный предприниматель получил от такой деятельности, предоставляется в тех случаях, когда не имеется документального подтверждения расходов, которые налогоплательщик имел в связи с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя.

Налогоплательщики, выполняющие работы или оказывающие услуги по гражданско-правовым договорам, имеют право на профессиональный налоговый вычет в отношении доходов, полученных от такой деятельности в размере фактических, документально подтвержденных затрат, которые возникли при выполнении работ или оказании услуг.

Если налогоплательщик получает авторское вознаграждение, то он имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере фактических, документально подтвержденных расходов, понесенных им при создании, исполнении или ином использовании:

1) произведений науки;

2) литературы;

3) искусства;

4) открытий;

5) изобретений;

6) промышленных образцов.

Если расходы документально не подтверждены, то они принимаются равными нормативам затрат таблицы, находящейся в пункте 3 статьи 221.

Профессиональный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику налоговым агентом, либо в налоговом органе при подаче декларации.

Если сумма налоговых вычетов превышает сумму дохода, облагаемого по ставке 13%, то налоговая база приравнивается к нулю.

Налоговые вычеты применяются только к тем доходам, которые облагаются по ставке 13%.

Если налогоплательщиком получен доход в иностранной валюте, то он вместе с расходами, пересчитывается в рубли по курсу Банка России в день получения такого дохода или осуществления таких расходов.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать социальные и имущественные вычеты согласно особенностям регионов. Размер таких вычетов не должен противоречить размерам, установленным в главе 23 настоящего Кодекса[24, 204-213].

2 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

2.1 Порядок исчисления налога на доходы физических лиц

Налоговую базу определяют с учетом норм статей 226, 227 и 228НК РФ:

— российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми, налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, — по суммамтаких доходов;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации — по доходам адвокатов;

— индивидуальные предприниматели — по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

— частные нотариусы и друге лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке, частной практикой (в том числе, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально), — по суммам доходов, полученных от такойдеятельности;

— физические лица, которые получили вознаграждения от других физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, — по суммам названных доходов;

— физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, — по суммам таких доходов;

— физические лица, получившие от физических лиц доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса, — по суммам таких доходов;

— физические лица, получившие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, — по суммам таких доходов;

— физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами России, — по суммам указанных доходов;

— физические лица, получающие другие доходы, налог с которых не был удержан налоговыми агентами, — по суммам таких доходов.

Российскими организациями и обособленными подразделениями иностранных организаций, в качестве налоговых агентов, определяется налоговая база на основе регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.

Учет доходов, расходов и хозяйственных операций — это обязанность индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов. Налоговая база за отчетный (налоговый) период определяется на основании данных такого учета. Учет доходов, расходов и хозяйственных операций должен осуществляться в соответствии с порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным пpиказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 [13].

Определение налоговой базы, а также учет доходов физических лиц , за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, осуществляется налоговыми агентами — источниками выплаты доходов. Учет доходов физических лиц ведется в налоговой карточке по форме 1-НДФЛ. Эта форма утверждена приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583 [10].

Физическое лицо, получившее в течение года доход от налогового агента, ведет учет своих доходов и определяет налоговую базу на основании справки о доходах, выдаваемой ему налоговым агентом, а также на основании иных документально подтвержденных данных о доходах, признаваемых объектом налогообложения в Российской Федерации. Форма 2-НДФЛ — Справка о доходах была утверждена приказом ФНС России от 13.10.2006 № САЭ-3-04/706® [16].

Порядок исчисления налога (статья 225 НК РФ).

1. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

4. Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

2.1.1 Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Особенности исчисления налога налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами отражены в статье 226 НК РФ.

1. Организации и индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношения с которыми, налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислять, удерживать и уплачивать сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего кодекса, учитывая особенности настоящей статьи. Обязанность по исчислению, удержанию, уплате налога с доходов адвокатов возложена на коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Все лица, указанные в первом абзаце первого пункта настоящей статьи именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

2. Со всех доходов, полученных налогоплательщиком, в отношении которых источником является налоговый агент, производится исчисление и уплата налога. Исключением являются доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется с учетом положений статей 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.

3. С начала налогового периода по итогам каждого месяца налоговый агент исчисляет сумму налога и уплачивает нарастающим итогом в отношении всех доходов, к которым применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, начисленных налогоплательщику за текущий налоговый период.

По доходам, к которым применяются иные налоговые ставки, исчисление суммы налога производится налоговым агентом отдельно относительно каждой суммы указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Налоговый агент исчисляет и удерживает сумму налога только по тем доходам, которые налогоплательщик получает от него, при этом не учитывая доходы, по которым исчисление и уплату суммы налога производят другие налоговые агенты.

4. Начисленная сумма налога удерживается налоговым агентом при фактической выплате дохода.

Сумма налога удерживается налоговым агентом за счет любых средств налогоплательщика, выплачиваемых ему налоговым агентом. При этом удержание происходит при фактической выплате налогоплательщику или по его поручению третьему лицу указанных денежных средств. Сумма налога, удерживаемая налоговым агентом, не должна превышать 50 процентов суммы выплаты.

На кредитные организации, являющимися налоговыми агентами, не распространяется действие положений настоящего пункта, в отношении удержания и уплаты суммы налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать исчисленную сумму налога у налогоплательщика, он обязан сообщить об этом в письменной форме в срок не позднее одного месяца со дня даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, утверждает форму сообщения о невозможности удержать налог и о сумме налога, и порядке его представления в налоговый орган.

6. Перечисление сумм исчисленного и удержанного налога налоговым агентом должно происходить:

— не позднее дня фактического получения наличных денежных средств в банке на выплату дохода налогоплательщикам (работникам);

— не позднее дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика или на счета третьих лиц по его поручению.

Во всех других случаях налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисления и удержания налога в срок не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты налогоплательщику дохода, — это касается тех доходов, которые выплачиваются в денежной форме, и в срок не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, — это касается доходов, полученных в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

7. Налоговый агент уплачивает исчисленную и удержанную совокупную сумму налога у налогоплательщика по месту своего учета в налоговом органе.

Если российские организации — налоговые агенты, имеют обособленные подразделения, то они обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога:

— непосредственно по месту своего нахождения;

— по месту нахождения каждого из своих обособленных подразделений.

Сумму налога, которую должно заплатить в бюджет обособленное подразделение организации по месту своего нахождения, определяют, исходя из суммы доходов, начисленных и выплаченных работникам этого обособленного подразделения, а также подлежащих налогообложению.

8. Если сумма налога, которую удержал налоговый агент с суммы доходов своих работников, составила сумму мене 100 рублей, то она добавляется к сумме налога, подлежащего уплате в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

Если сумма налога, которую удержал налоговый агент с суммы доходов своих работников, составила сумму более 100 рублей, то она подлежит перечислению в бюджет в порядке, установленном настоящей статьей.

9. Налоговым агентам запрещается уплачивать налог за счет своих собственных средств.

Во время заключения договоров и иных сделок не допускается включение в них налоговых оговорок.

Включение налоговых оговорок в договора и иные сделки не допускается, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, обязаны принимать обязательства по расходам, связанных с уплатой налога на доходы физических лиц.

В комментируемой статье устанавливается:

— порядок определения налоговыми агентами налоговой базы в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от этого налогового агента;

— порядок исчисления и удержания налога с указанных доходов;

— сроки перечисления налога в бюджет.

Под налоговыми агентами понимаются российские организации, индивидуальные предприниматели, иностранные филиалы и представительства, бюро и офисы, выплачивающие налогоплательщикам доходы. В обязанность налоговых агентов входит исчисление суммы налога, последующее удержание и уплата суммы налога на доходы физических лиц в бюджет, с учетом положений главы 23 НК РФ.

Статья 20 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорит о том, что осуществление адвокатской деятельности может происходить в составе коллегии адвокатов, юридических консультаций, адвокатских бюро или в составе адвокатского кабинета[8].

Налог, исчисленный и удержанный с доходов адвокатов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в составе адвокатских образований, — уплачивается этими адвокатскими образованиями. Адвокатские образования — налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют сумму налога в соответствии с положениями статей 224 и 226 НК РФ.

Адвокаты, работающие в адвокатских кабинетах, не будут рассматриваться как юридические лица, поскольку они работают индивидуально.

Статья 1 «Основ законодательства о нотариате» от 11.02.93 № 4462-1 говорит о том, что осуществлять нотариальные действия в Российской Федерации могут нотариусы, которые работают в государственных нотариальных конторах или которые занимаются частной практикой.

Нотариальная деятельность не относится к видам предпринимательской деятельности и извлечение прибыли не является ее целью. Для того, чтобы гражданин мог заняться нотариальной деятельностью, ему необходимо получить соответствующую лицензию. Нотариальная деятельность должна осуществляться в нотариальных конторах. Нотариусу запрещается:

— осуществлять самостоятельную предпринимательскую или иную деятельность, кроме, нотариальной, научной или преподавательской;

— заниматься оказанием услуг при заключении договоров.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются юридическими лицами.

В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин может осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, может быть признан индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации (статья 257 ГК РФ). Правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, применяются к индивидуальной предпринимательской деятельности, без образования юридического лица, если иное не вытекает из нормативно-правовых актов или существа правоотношения[1].

Налог на доходы физических лиц уплачивается самостоятельно индивидуальными предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, которые учредили адвокатские кабинеты, с доходов от указанных видов деятельности согласно положениям статьи 227 НК РФ.

Сумма налога, исчисленная и уплачиваемая со всех доходов налогоплательщика налоговым агентом, в отношении которых он является источником. Исключением являются доходы, с которых исчисление и уплата происходит согласно положениям статей 214.1, 227 и 228 НК РФ.

Сумма налога рассчитывается налоговым агентом с начала налогового периода по итогам каждого месяца нарастающим итогом по всем доходам, по которым применяется налоговая ставка — 13%, с зачетом удержаний сумм налога в предыдущие месяцы текущего налогового периода.

Если доходы попадают под другие налоговые ставки, то сумма налога по ним, исчисляется отдельно по каждому виду такого дохода, уплачиваемого налогоплательщику.

В отношении доходов нерезидентов Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговым агентом по ставке 30%.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *