БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Кто должен делать экспортную перевозчик или грузоотправитель

В частности, поясняется, что срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения убытков клиенту и начинает течь со дня выдачи груза (в случае его недостачи или повреждения) либо со дня признания груза утраченным.

Также отмечается, что перевозчик, не ответивший на предъявленную претензию в течение 30 дней с момента ее получения (ч. 1 ст. 40 Устава), не сможет ссылаться на несоблюдение обязательного претензионного порядка истцом в связи с ненадлежащим оформлением претензии.

Кроме того, Суд напоминает, что на период соблюдения претензионного порядка исковая давность по соответствующему требованию приостанавливается.

Стоит отметить, что и судейское, и научное сообщество в целом поддержали Проект, предложив внести в него ряд поправок.


Если экспедитор докажет, что обязательство нарушено из-за ненадлежащего исполнения договора перевозки, его ответственность перед клиентом будет определяться по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик (ст. 803 ГК РФ). К примеру, ответственность за недостачу груза, утраченного авиакомпанией, будет ограничена суммой 600 рублей за килограмм веса груза (подп. 2 п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса).

Может ли перевозчик застраховаться от риска ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки?

Нет, так как закон не предусматривает возможность страхования данного риска (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.09 № А57-8927/2008).

Кто должен делать экспортную перевозчик или грузоотправитель

Отправитель обязан подготовить товар таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб

Если ущерб грузу нельзя определить точно, перевозчик все равно обязан его возместить. Конкретную сумму должен указать суд.

Президиум ВС привел пример. Перевозчик не доставил груз, отправитель потребовал возместить убытки.

Первая и апелляционная инстанции решили, что стоимость груза установить невозможно. Чтобы доказать цену товаров, отправитель представил договор поставки запчастей с третьим лицом и товарную накладную. Но в перевозочных документах ссылки на них не было. Суды отказали истцу.

Кассация встала на сторону грузоотправителя.

Нет, не может, в сфере грузоперевозок есть три основных договора:

1. договор транспортной экспедиции, когда экспедитору вручается груз, главная задача договора экспедиции организовать доставку в пункт назначения в указанное время. Экспедитор получает экспедиторское вознаграждение. Документами оформляется так: сначала Клиент дает поручение Экспедитору, а Экспедитор получив груз выдает экспедиторскую расписку на груз, далее он может быть перевозчиком сам или привлечь другого перевозчика. Факт оказания услуг по транспортной экспедиции подтверждается актом выполненных работ! В договоре экспедиции может быть предусмотрен любой иной документооборот (но сведения в документах аналогичные), и даже отсутствие сведений о транспорте в каких-либо документах у экспедитора это нормально.

Пленума ВС РФ проект Постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

ВС РФ обращает внимание на то, что, помимо норм Гражданского кодекса, Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав) и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила перевозок), на отношения, которые возникают из договоров перевозки и транспортной экспедиции, заключенных для не связанных с предпринимательской деятельностью целей, распространяются положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей).

Законе «О конкуренции…» классических форм нарушения per se, а именно — навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента…). Вынесенные УФАС решение и предписание были обжалованы РЖД в Арбитражный суд, дело рассмотрено в трех инстанциях и, хотя в первой и апелляционной инстанциях суд внял доводам РЖД, все-таки ФАС СКО поддержал позицию УФАС <*. ——————————— <* Постановление ФАС СКО от 20.04.2005 по делу N А53-10401-С5-28. Гражданско-правовой аспект В соответствии со ст. 20 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (Устав) и ст.
791 ГК РФ «железная дорога обязана подавать под погрузку… годные для перевозки конкретных грузов вагоны». Пунктом 4 ст.

Важноimportant
Но иногда соответствие транспортного средства указанным в договоре данным отнюдь не исключает всех возможных проблем. При ознакомлении со свидетельством о регистрации автомобиля (техпаспортом) можно выяснить, что он не принадлежит перевозчику ни на праве собственности, ни на праве аренды. Зачастую автомобиль принадлежит физическому лицу, например, – самому водителю, который в лучшем случае является предпринимателем, имеющим некоторые договорные отношения с перевозчиком.

В целом, если такой автомобиль и его водитель были указаны в договоре перевозки и в ТТН, это в общем случае не уменьшит объема ответственности перевозчика, поскольку грузоотправитель не обязан устанавливать принадлежность транспортного средства перевозчику. Однако у такого транспортного средства могут возникнуть проблемы в дороге, которые обернуться для грузоотправителя, по крайней мере, задержкой в доставке груза. Ст.
Инфоinfo
А при распределении между экспедитором и перевозчиком ответственности за утрату или повреждение груза вследствие иных причин определяющее значение имеет содержание обязательств экспедитора. Если в соответствии с договором он обязан лишь выполнять определенные функции грузоотправителя, например подготавливать необходимые для перевозки документы или осуществлять расчеты с перевозчиком, такая ответственность на него не может быть возложена, отмечает Суд. Если же экспедитор обязуется фактически осуществить перевозку или гарантировать сохранную доставку груза, он отвечает за утрату или повреждение груза (ст.

Если грузу нанесен ущерб, посредник по требованию клиента-собственника возмещает убытки, а затем обращается в суд с иском, чтобы за счет перевозчика компенсировать эту сумму (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.10.08 № А43-25298/2007-39-644).

В арбитражной практике нет единой точки зрения о том, как распределяется обязанность доказывания в спорах между экспедиторами и их клиентами. С одной стороны, есть мнение, что для взыскания с экспедитора убытков клиент должен доказать факт их причинения и размер, противоправное поведение и вину экспедитора, наличие причинно-следственной связи между его действиями и возникшими у клиента убытками (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.10.08 № А43-28150/2007-23-737). С этой точки зрения в наиболее выгодном положении находится экспедитор (ответчик).

Устава).

Особым образом оговаривается в Проекте право грузоотправителя, являющегося продавцом товара, требовать от перевозчика возмещения убытков за просрочку доставки груза, в размер которых может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Когда перевозка груза осуществляется на основании договора транспортной экспедиции, за его утрату, недостачу или повреждение по причине ненадлежащей упаковки отвечает экспедитор, поскольку на нем лежит обязанность проверять представленную клиентом информацию о свойствах груза и условиях его перевозки (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; далее – закон о транспортно-экспедиционной деятельности), подчеркивается в Проекте.

Первая и вторая инстанции удовлетворили иск. Они сослались на международное соглашение, по которому перевозчик отвечает за недостачу груза, если она превышает 0,2 процента от его массы. Эта же цифра — допустимая погрешность при взвешивании груза. Верховный суд отправил дело на пересмотр. Он указал, что международное соглашение нельзя толковать расширительно.
Допустимая погрешность — не абсолютная величина, она может меняться. Стороны должны были доказать ее размер с учетом коммерческих обычаев, свойств груза и обстоятельств перевозки.

Суд вправе снизить размер штрафа за неверно указанную массу груза

Если отправитель занизил массу груза за рамками погрешности, придется платить неустойку. Размер неустойки — пятикратная плата за перевозку. Но суд может уменьшить штраф, если сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

ГК РФ).

Важное разъяснение касается порядка подтверждения факта заключения договора перевозки пассажира и багажа – прямо указано, что в случае отсутствия, в том числе в связи с потерей, или неправильного оформления билета или багажной квитанции наличие договорных отношений между сторонами можно подтвердить другими доказательствами, предусмотренными ст. 55 Гражданского процессуального кодекса.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке влечет наложение на перевозчика предусмотренной законодательством ответственности (п. 1 ст. 793 ГК РФ). Причем отвечает перевозчик не только за себя, но и за действия иных лиц, услугами которых он пользуется при перевозке, подчеркивает ВС РФ.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *