БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
Москва и область
Санкт-Петербург и область
Многоканальная бесплатная горячая линия

Москва и МО +7 (499) 110-35-21
С-Петербург и ЛО +7 (812) 334-11-75
Бесплатный звонок по России

Действия мирного населения при оккупации территорий противником

действия мирного населения при оккупации территорий противником
Правовое положение населения оккупированной территории

Тема: Правовой режим военной оккупации

1. Понятие оккупации

2. Действие режима оккупации во времени.

3. Управление оккупированной территорией.

4. Правовое положение населения оккупированной территории.

5. Движение сопротивления на оккупированной территории.

1. В ходе вооруженного конфликта одна из воюющих сторон мо­жет обрести контроль над частью или всей территорией другой, т. е. оккупировать ее. При этом на оккупированной территории приостанавливается эффективное функционирование органов государственной власти оккупированного государства, а административное управление переходит к военному командованию государства – оккупанта. Оккупация не наделяет оккупанта суверен­ными правами. Он не вправе аннексировать или передать другому государству эту территорию. Ее судьба решается лишь при окон­чательном мирном урегулировании. Не следует также забывать, что согласно Уставу ООН завоевание не является законным мето­дом приобретения территории. После оккупации Кувейта в ходе войны 1990—1991 гг. Ирак попытался аннексировать его террито­рию, объявив ее своей 19-й провинцией. Эта аннексия не была при­знана ни одним государством.

Во имя обеспечения на оккупированной территории необхо­димого порядка сам факт оккупации (даже незаконной) возлагает на население некоторые обязанности в отношении оккупанта, а последний несет ответственность за уважение прав населения.

Основной критерий оккупации носит фактический характер — установление реальной власти над территорией. Четвертая Гаагс­кая конвенция 1907 г. установила, что территория считается окку­пированной, когда она реально становится подвластной армии противника. Оккупация распространяется лишь на ту часть тер­ритории, на которой эта власть установилась и реально осуществ­ляется. Согласно общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г. ст. 2 режим оккупации применяется и в том случае, если территория занята без вооруженного сопротивления.

Существуют разные виды оккупации. Гуманитарное право рас­пространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т. е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющей связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств. Примером может служить оккупация территории Германии и ее союз­ников войсками антигитлеровской коалиции на основе соглаше­ний. Гуманитарное право применяется и к оккупации такого рода. Иной вид оккупации имеет место при освобождении террито­рии союзника от вражеской оккупации. Устанавливая временный контроль над освобожденной территорией, союзная армия руко­водствуется нормами гуманитарного права. Еще один вид оккупа­ции — занятие воюющей стороной территории нейтрального го­сударства. И в этом случае применяется гуманитарное право.

Действие режима оккупации во времени

Оккупация начинается с установления фактического контро­ля над территорией, с созданием оккупационной администрации. Однако даже при кратковременном занятии, территории войска­ми неприятеля они обязаны соблюдать соответствующие правила оккупации.

Оккупационный режим прекращается с момента утраты факти­ческого контроля над территорией. Если же оккупация сохраняет­ся и после прекращения военных действий, то согласно четвертой Гаагской конвенции соответствующие нормы гуманитарного права подлежат применению в течение года после общего прекращения военных действий. Это положение было обоснованно изменено первым Дополнительным протоколом, установившим, что между­народное гуманитарное право должно применяться до прекраще­ния оккупации. Думается, что это изменение внесено с учетом опыта многолетней оккупации Израилем восточного берега реки Иордан.

Прекращение оккупации не ликвидирует связанные с ней юри­дические отношения. Особенно часто возникают вопросы, связан­ные с возмещением причиненного оккупацией ущерба и уголов­ной юстицией.

После прекращения иракской оккупации в 1991 г. Кувейт предъявил требования о возмещении ущерба. Для обеспечения этих требований Совет Безопасности разрешил ограниченный экспорт иракской не­фти, главным образом для целей удовлетворения индивидуальных претензий. После освобождения территории Кувейта существенной проблемой с точки зрения уважения прав человека стала массовая внесудебная расправа с членами палестинской общины, обвиняемы­ми в пособничестве врагу.

Управление оккупированной территорией

Управление осуществляется оккупационной администрацией с учетом соответствующих норм гуманитарного права, по возмож­ности сохраняя действие местных законов. Оккупационные влас­ти обязаны разрешить деятельность местных судей и чиновников, но не могут принудить их к этому. Возникает сложная проблема. С одной стороны, подобная деятельность соответствует интересам населения, с другой — может быть основанием для обвинения в сотрудничестве с оккупационными властями. Оккупант вправе создавать и собственные «неполитические военные суды».

Недопустимо изменение оккупировавшим государством статуса должностных лиц и судей, применение к ним санкций, дискриминационных действий из – за того, что они не желают выполнять свои обязанности.

Оккупационная власть может использовать в своих целях го­сударственные здания, но право собственности на них не приоб­ретает. В отношении недвижимой государственной собственнос­ти, лесов, сельхозугодий оккупационная власть является лишь временным управляющим и должна обеспечивать их сохранение.

Правовое положение населения оккупированной территории

В пределах возможного оккупационные власти обязаны ува­жать основные права человека, а также права, определенные меж­дународными нормами по гуманитарным вопросам. Мирному на­селению должен быть предоставлен определенный уровень защиты с учетом, разумеется, интересов безопасности оккупационных сил. Оккупирующее государство обязано, во взаимодействии с мест­ными властями, обеспечить население в максимально возможной мере медицинским обслуживанием, включая санитарную службу. Медицинские учреждения могут быть временно реквизированы для лечения раненых, но такое изъятие компенсируется создани­ем необходимых учреждений для мирного населения. Оккупаци­онные власти следят за обеспеченностью населения питанием и в случае необходимости принимают соответствующие меры. Допус­кается помощь под эгидой Комитета Красного Креста.

Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается набор добровольцев. Однако по законам своего государства такого рода добровольцы квалифици­руются как предатели. Вторая мировая война дала тому множе­ство примеров.

Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительно­му труду, если это необходимо для оккупационных войск, комму­нальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой. Работающие должны получать справедливую оплату и не могут быть вывезены за рубеж (депорт тированы).

Допускается реквизиция частной собственности для нужд ок­купационных сил, но с учетом местных возможностей. Изъятое подлежит оплате наличными или путем выдачи расписки. Разру­шение собственности запрещено, кроме случаев абсолютной во­енной необходимости.

Для обеспечения безопасности населения или по особо веским военным соображениям может быть произведена полная или частичная эвакуация населения определенного оккупированного района. Оккупационные власти не могут принуждать население оккупированных территорий служить в своих ВС или вспомогательных подразделениях, а также принуждать к даче сведений об армии и других оборонных средствах другого воюющего государства. Жизнь, честь и достоинство, семейные права и религиозные убеждения должны уважаться оккупационными властями в отношении населения занятых территорий.

Не допускается захват, истребление или повреждение собственности общин, церковных, благотворительных, учебных, художественных и научных учреждений, независимо от формы собственности. Оккупационные власти обязаны обеспечить защиту и уважение культурных ценностей (памятников архитектуры, искусства, истории, научных коллекций, архивных материалов и тд), находящихся под их контролем.

Значительное внимание в нормах МГП уделено так называемым покровительствуемым лицам. К ним относятся иностранцы, дети до 15 лет, беременные женщины и матери с детьми до 7ми лет. Угон, депортация покровительствуемых лиц с оккупированной территории на территорию оккупировавшего государства или 3-го государства – воспрещается. Оккупировавшее государство не может депортировать или перемещать на оккупированную ним территорию часть своего собственного гражданского населения. Покровительствуемые лица не могут также принуждаться выполнять работу, которая вынуждала бы их принимать участие в военных операциях.

Оккупационные власти не могут подвергать аресту, преследовать или передавать суду покровительствуемых лиц за их действия или высказывания, допущенные ими до оккупации (или в период временного ее прекращения), за исключением случаев нарушения законов и обычаев войны. Приговоры, выносимые компетентными судебными органами оккупирующего государства, должны основываться на рассмотрении дела в установленном процессуальном порядке. Осужденные имеют право использовать все способы обжалования, предусмотренные законодательством, которое применяет суд.

Интернированные лица полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, осуществляют свои права в той мере, в какой это возможно в условиях интернирования. Воюющие государства, которые интернировали определенный круг лиц, обязаны обеспечить бесплатное их содержание и оказывать им медицинскую помощь в соответствии с состоянием их здоровья.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *